С мая в Праге
проходит выставка картин знаменитого чешского художника - Альфонса Мухи под
названием «Славянская Эпопея».
Серия произведений, посвященных значимым, на
взгляд автора, событиям из истории славянского народа, состоит из 20 полотен,
размеры большинства из которых достигают 6х8 метров. Автор трудился над циклом
в течении 18 лет (1910-1928 гг.) Сюжеты, отображенные на полотнах, в
большинстве своем связаны с историей чешского народа, также описаны действия,
происходящие в Сербии, Болгарии и на Руси.
Славяне на исконной Родине, 1912 г., 610х810 см |
Художник старался
отобразить объединение народа как в славные времена, так и во времена войн и
угнетения, передавая настроение событий через эмоции героев и цветовые решения.
В некоторых полотнах художник объединяет земные и небесные образы, таким
способом иллюстрируя крепкую связь славян с духовным миром и верой.
Мастер использует
большое количество символов славянской тематики: венки, ветви липы, заплетенные
в косы волосы девушек, развивающиеся ленточки, хороводы.
На картине «Коронование
царя Стефана Душана» на первом плане девушки с цветами и ветвями в руках
отображают радостное настроение, за ними следуют вельможи, которые несут на
подушках царский шлем и меч.
На картине «Гора Афон» художник возвращается к совмещению двух художественных планов – реальному и символическому, с которыми он работал в первых трех картинах цикла.
Земной образ
представлен путниками из Руси, которые стоят на коленях, кланяются и каются
перед священниками и иконостасом. При помощи продуманного светового решения,
мастер отобразил духовную атмосферу храма. Переход, между земным и небесным
образом, отображают вознесенные атлетические фигуры херувимов, которые держат
четыре модели славянских монастырей Афона. Над иконостасом возносятся две
ангельские женские фигуры, которые держат надписи «Чистота» и «Вера». Духовный
образ венчает мозаика Святой Богородицы в апсиде.
Последняя картина
серии «Апофеоз истории Славянства» обобщает весь цикл работ и взгляд автора на
историю славян.
На полотне преобладают четыре цвета, каждый из которых несет свой смысл. Синеватая дымка олицетворяет ранний мифический период истории славян, гуситские войны выражены при помощи красного цвета, черным цветом отображаются угнетения славянского народа, а оттенки золотого символизируют свободу, мир и объединение славян. Над фигурами людей и, свободно развивающихся, флагами и тканями возносится монументальный Славян, который держит в раскинутых руках венки свободы и согласия. Он символизирует распятие Христа.
На полотне преобладают четыре цвета, каждый из которых несет свой смысл. Синеватая дымка олицетворяет ранний мифический период истории славян, гуситские войны выражены при помощи красного цвета, черным цветом отображаются угнетения славянского народа, а оттенки золотого символизируют свободу, мир и объединение славян. Над фигурами людей и, свободно развивающихся, флагами и тканями возносится монументальный Славян, который держит в раскинутых руках венки свободы и согласия. Он символизирует распятие Христа.
Стоя перед
полотнами серии «Славянская Эпопея», чувствуешь себя частью происходящих
событий, рядом с героями. Может быть, дело в натуральной величине написанных
фигур, может быть в эффекте, как сейчас модно говорить, 3D, но Муха каким то
способом воплотил эффект присутствия зрителя, вынеся на первый план наиболее
четких персонажей, с плотной текстурой и яркими эмоциями.
Немалую роль в эффекте присутствия создает освещение картин и выставочного зала. Чувствуешь, что художник продумал все, и провел над планировкой выставочного павильона не один год.
Немалую роль в эффекте присутствия создает освещение картин и выставочного зала. Чувствуешь, что художник продумал все, и провел над планировкой выставочного павильона не один год.
Данная выставка продлится в Народной галерее
до 31 декабря 2013 года. Выделите на посещение выставки Альфонса Мухи часа два или
даже три, чтобы рассмотреть детали, прочувствовать цвета и формы, понять смысл,
который автор хотел донести до зрителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий